Программы деятельности по отделам
Свободное время связано с жизнедеятельностью любого человека, ребенка, взрослого. Это время восстановления сил, духовного и физического развития. Здесь роль предоставлена и рекреативному отдыху, его компонентам:
Для того чтобы сделать Дворец центром рекреативного отдыха ребенка и его семьи, службы и структуры изучают, как насыщен день у детей обязательными занятиями, как педагоги владеют способностями, опытом, чтоб ценить фактор времени ребенка, ищется резерв интересных форм отдыха. Главная идея, которую необходимо реализовывать – это создание сферы рекреативного отдыха во Дворце для свободного общения, взаимопонимания взрослых и детей как процесс постоянного выбора, движения тела, мысли, души и чувств.
Во Дворце есть необходимые культурно-значимые ценности – особый психологический климат, атмосфера доверия в микрогруппах, коллективах Дворца, принимается каждый ребенок, подросток, какой он есть и этот каждый влияет на развитие микро- и макроколлектива, а коллектив на него, т.е. на систему образования и воспитания в коллективах Дворца. А Дворец – это место для размышлений, развития творчества, рождения нового продукта деятельности.
Для создания дополнительных возможностей в самореализации ребенка и взрослого и создана программа “Отдых”. Это – комплексная интегрированная, единая программа, доступная для всех структур Дворца творчества детей и юношества. Программа “Отдых” формирует общую креативность во Дворце, направлена на развитие единого процесса сотворчества ребенка, родителя и педагога, дополнительная возможность для самореализации личности в свободное от работы, учебы, от образовательной функции время, т.е. “на отдыхе”. Программа “Отдых” - это основа мировосприятия ребенком и взрослым рекреативной развивающей среды эколого-игровой культуры во Дворце:
Программа “Отдых” - это мир открытия художественных тайн, достижение успеха в творчестве, пробуждение воображения, любознательности, желания узнать больше, это возможность задать вопросы: Почему? Где? Как? Зачем? и другие, но не сразу получить на них вопросы.
Программа “Отдых” призвана помочь личности воспринять прекрасное через массовое действо, игру, театрализованное зрелище.
Программа адресована для воспитанников Дворца творчества детей и юношества, для школ г. Петрозаводска и их семей, всех желающих – участников клубов, праздников, игр, театрализованных действ.
Реализует программу педагогический коллектив Рекреативного Центра эколого-игровой культуры “Воскресение” при содействии лидеров структур и детских коллективов Дворца.
Содержание программы
а) восстановление историчности проведения досуговых форм деятельности;
б) технология по подготовке любого массового действа;
в) рождение новой формы рекреативной деятельности.
а) праздничное действо во Дворце;
б) художественный совет, цели, задачи, состав, содержание деятельности.
Цели и задачи
Принципы
работы Дворца творчества в системе досуговой деятельности:
- Всеобщность деятельности (все желающие), т.е. самостоятельность и самоопределение в выборе;
- общественная значимость;
- индивидуальность подхода к личности, семье, группе воспитанников и взрослых;
- самодеятельность (делают сами для себя и других);
- занимательность;
- в активной деятельности (духовной, нравственно-обогащающей).
Для реализации любой массовой формы во Дворце есть необходимость соблюдения следующих ЭТАПОВ работы:
I этап - восстановление историчности (т.е. была ли эта форма во Дворце? Когда? Где? Кто проводил? Что интересного? Какие ошибки? Что можно использовать? Над чем работать? Как создать новое? Лучше, современнее, практичнее необходимее?)
II этап - технология работы по подготовке дела (посредством чего построить процесс воспроизводства и обновления или же создания нового).
III этап - заключительный - Рождение Нового (превращение мечты в сказочную реальность).
МОДЕЛЬ ПОИСКА НОВЫХ МАССОВЫХ ДЕЛ
1. Социальный спрос на услуги в плане досуговой деятельности.
Участники Формы работы
- воспитанники Дворца; - анкетирование;
- родители воспитанников; - реклама на телевидении,
- многодетные семьи города; радио, в газете;
- семьи детей-инвалидов; - индивидуальные встречи;
- предприятия города; - использование аудиторий
- школы; для курсов, семинаров,
- детские сады; родительских собраний и т.д.
- учреждения дополнительного
образования (ДЮСШ, др. школы);
- ассоциации, работа которых
связана с детьми.
2. Использовать максимальный опыт, энергию педагогов, служб Дворца, нужных интересных людей города, исходя из реальных условий (т.е. дифференциация в знаниях, в профессионализме педагогов, характере; использование психологического климата, достигнутый опыт работы в учреждении дополнительного образования, умение работать с семьей).
Формы работы:
а). Непосредственное наблюдение за образовательно-воспитательной деятельностью педагогов дополнительного образования.
б). Беседы.
в). Рекламная пропаганда.
г). Использование рукописей, сценарный и другой накопленный опыт.
3. Повышение профессионального уровня, педагогического мастерства педагогов дополнительного образования и педагогов - организаторов в плане организации массовой деятельности воспитанников и их семей, овладение педагогическим мастерством.
Формы работы:
а) Семинары, круглые столы по творческим и практическим вопросам.
б) Самостоятельная работа.
в) Курсы повышения квалификации по теме и т.д.
г) Использование личных библиотек образовательной литературы.
д) Использование периодики, радио и телевидения для поиска разнообразных типов массовых форм деятельности.
Формы работы:
а) Рекламная пропаганда через "Диалог", "Петрозаводск" и т.д.
б) Выставки периодических изданий и др.
в) Посещение массовых мероприятий в г. Петрозаводске, которые проводятся другими учреждениями досуга.
Для реализации задуманного необходимо создание ВРЕМЕННЫХ ГРУПП по содержанию дела в течение года.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в массовой работе Дворца творчества
I. В работе клубов и объединений Дворца используется современная деятельность детей и взрослых:
- учебная; - исследовательская;
- познавательная; - конструирующая;
- моделирующая; - дискуссионная;
- творческая; - организаторско-пропагандисткая;
Педагоги вместе с воспитанниками планируют её через:
- клубные дни с определённой тематикой;
- часы отдыха и общения и другие формы пребывания с детьми во Дворце во внеучебное время.
Реализация функции клубов
- социальной (относительно потребностей Дворца и других организаций г. Петрозаводска)
- воспитательной (по отношению к личности)
и работая по направлениям воспитательного воздействия
- развития творчества личности
- общения
- отдыха
II. Организация традиционных массовых праздников и концертов, посвященных:
- Дню знаний;
- Дню пожилого человека;
- Дню учителя;
- Новый год;
- Праздник цветов;
- Праздник Весны и Масленица;
- Дню Земли;
- Дню Победы;
- Дню рождения Дворца;
- Дню защиты детей;
- День рождения г. Петрозаводска;
- Юбилеи и бенефисы коллективов;
- День призывника.
III. Массовые формы работы, используемые в работе с семьёй:
1). Организация и открытие выставок просвещения для родителей:
- родительская газета;
- газеты, касающиеся семейного воспитания;
- видеоленты;
- картотеки знаний для родителей;
- рекомендательные списки литературы по тематикам:
"Играем вместе";
"Знай психологию ребёнка" и др.
2) Выставки для родителей в отделах, в выставочном зале:
- семейных коллекций;
- семейных альбомов;
- семейных реликвий;
- "Мой ребёнок";
- "Наши успехи";
- семейных рукоделий.
3) Формы работы, используемые педагогами дополнительного
образования и педагогами-организаторами с родителями:
- индивидуальные консультации;
- лектории по определённой тематике;
- беседы;
- встречи;
- игровые программы;
- дискотеки;
- мини-праздники
"День рождения в семье";
"Поиграем вместе";
"Отдыхаем с мамой и папой";
"Мама, папа и я - спортивная семья";
- интеллектуальные игры, викторины, конкурсы,
соревнования;
- семейные походы, туристические походы, прогулки;
- театрализованные представления, концерты,
тематические массовые праздники;
Принципы, по которым строится праздник во Дворце:
- художественная простота;
- доступность;
- художественная экономность.
ПРАЗДНИК во Дворце (большой, маленький, клубный день, встреча и др.)
- это событие всего Дворца - всех детей, взрослых, всех педагогических, технических и рабочих служб;
- это образовательная, воспитательная социокультурная среда;
- это действительное, реальное общение ребёнка с семьёй, сверстниками, взрослыми;
- это организованность самого себя и других;
- это влияние друг на друга;
- это отражение действительности, ценные традиции;
- это приобретение
- ответы, анализы;
- друзей;
- помощников;
- это сопереживание, самовыражение;
- это действие;
- это этап жизни коллектива;
ФОРМЫ ПРАЗДНИКА ВО ДВОРЦЕ
- это театрализованное зрелище;
- гуляние, хоровод;
- концерт;
- игры;
- конкурсы;
- выставки;
- спортивные состязания;
- клубные дни.
Праздники проводятся
:- концертный комплекс (фойе, концертный зал, кукольный театр);
- выставочный зал;
- комнаты лаборатории для занятий;
- площадки перед Дворцом;
- зал дискотеки.
Оформление к праздникам проводится:
- силами главного художника Дворца, художника-постановщика,
художников, технических служб Дворца;
- педагогами дополнительного образования вместе с детьми;
- для стационарного оформления привлекаются финансовые средства бюджета и спонсоров.
На праздник приглашаются
- дети и их родители;
- спонсоры;
- друзья Дворца;
- педагоги-ветераны.
Слагаемые успеха детского праздника
(из опыта г. Санкт-Петербурга, Левобережный дом творчества юных)
Главный художественный орган по проведению праздников - художественный Совет Дворца при концертном комплексе.
ЦЕПОЧКА ВЛИЯНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ
ВО ВРЕМЯ МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А - ребёнок, воспитанник Дворца, ученик школы - участник дела.
Б - взрослый - педагог дополнительного образования, педагог Дворца, родитель - участник дела.
1. А - Б 2. Б - А 3. А - А - Б
4. Б - АА 5. А - А
При подготовке дела выделяются несколько линий взаимодействия.
1. Б для А; 2. А для Б; 3. А для А; 4. АБ для Б; 5. АБ для А
Найти себя в массовой деятельности во Дворце для воспитанника - жизненное явление
.РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО ДЕЛА, ГДЕ ВОСПИТАННИК ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ АКТЕРА, ЗРИТЕЛЯ.
Дар |
Рождение |
Выбор |
Шанс |
Успех |
Восхождение |
Дворец дарит праздник: - красоту оформления; - музыку; - общение; - вдохнов-ление; - секреты; - тайны; - величество духа; |
У ребёнка рождается интерес к празднику Почему? Зачем? Что будет? Как? Где? и потребность к действию и активности |
Делает выбор: Где участвовать? В каком конкурсе? Что смогу? Как буду участвовать? Для чего? Каков итог? |
Шанс: - выиграть; - быть наравне с другом; - наравне со взрослым; - взвесить "за" и "против"; - получить удовольствие. |
Добиться: - признания; - достичь цели; - просто порадоваться за себя, семью, друга; - улучшить настроение себе и другим; - успешно выступить, поучаствовать, продвинуться к успеху и т. д. |
Получают вдохновение, задор, бодрость, удовольствие, "Душа поёт". Ориентация на выбор. Потребность снова участвовать. Муза вдохновения переполняет. |
РЕБЕНОК
(ожидает) - радостные события, открытия; - исполнение художественных произведений, танца... - сотворчества зрителя, актера; - наслаждение, творение в увиденном; (накапливает) "личный фонд" художественных ценностей; |
РЕБЕНОК (учится) - узнавать, сопереживать, избирать, предпочесть подлинные художественные ценности и духовно их осваивая - оценить справедливо; - защитить от несправедливости суждений; - радости в увиденном (познает) - язык искусства; - мир общения человека; - антиценности; - реальный мир детства; |
РЕБЕНОК (общается) - с искусством; - со сверстниками; - с интерьером; - с миром природы, животными и т.д. |
УСЛОВИЯ, при которых есть возможность выполнить, добиться поставленных целей и задач.
1. Профессионализм и заинтересованность педагогических кадров в реализации программы.
2. Достаточная материальная база согласно смете расходов, помощь спонсоров.
3. Интересные, увлекательные программы массовых праздников, клубов, клубных дней каждого педагога дополнительного образования, педагогов-организаторов.
4. Помощь спонсоров - коммерсантов, а также интеллектуалов.
5. Наличие площадок для проведения массовых форм и занятий клубов.
6. Сотворчество и содружество всех подразделений Дворца.
7. Корректировка массовой деятельности с учетом времени и событий в стране.
8. Пропаганда деятельности коллектива в массовых формах деятельности.
9. Психолого-нравственные условия:
- особый режим творчества для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов;
- творческий интерьер;
- психологически особый климат (общения, доверия, вдохновения).
10. Социально-психологические условия:
- гибкая система оплаты;
- физический климат.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
1. Планы, программы (разделы) по организации отдыха воспитанников в образовательных структурах Дворца.
2. План массовой работы Дворца на образовательный год.
3. Программа "Игра" - автор С.А.Бачой.
4. Организация театрализованных зрелищ и концертных программ во Дворце - автор Е.Е. Янина.
5. Положение и организация детской ассамблеи художественных коллективов школ г. Петрозаводска - автор Л.М.Полнякова.
6. Организация досуга подростков в центре Шоу-программ - автор Л.А.Матвеева.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ